Выбираем бульдозер

Бульдозеры более 70 лет являются незаменимыми помощниками в различных отраслях промышленности, от разработки полезных ископаемых, заканчивая строительством объектов и коммуникаций любой сложности и назначения. Последнее десятилетия на российский рынок вышли бульдозеры ведущих мировых производителей от Японии до Америки (KOMATSU, SHANTUI, LIEBHERR, CATERPILLAR)

        В данной статье не рассматриваются бульдозеры и спецтехника на их шасси импортных производителей, а приводится анализ российского рынка спецтехники,  представленный основными «монстрами» отечественного тракторостроения, группой «ЧЕТРА-промышленные машины», челябинскими заводами «ЧТЗ-УРАЛТРАК» и «ДСТ-УРАЛ».

       Наиболее популярными машинами, занимающими более 80% сегмента бульдозерной техники, являются машины 10-15 тягового класса. Именно данный сегмент отечественных бульдозеров будет рассмотрен ниже.

ПЕРВОЕ: Выбрать тип базового шасси бульдозера по параметрам: двигатель-трансмиссия – ходовая часть.

1) Силовые установки, используемые в отечественных бульдозерах представлены двумя основными заводами-производителями: «Ярославским Моторным Заводом» и заводом «ЧТЗ-Уралтрак», так же возможна комплектация машин силовыми установками производства Великобритании, Германии и США, но нужно понимать, что импортный двигатель в среднем на 8% увеличивает стоимость бульдозера, и усложняет его ремонт в труднодоступных областях применения. Отечественные двигатели являются более ремонтопригодными, основной разницей между силовыми установками ЯМЗ-236 (238) и Д-180 является ресурс двигателей до капитального ремонта:

- ЯМЗ-20 000 моточасов;

-Д-180 – 10 000 моточасов.

Так же двигатель Д-180 более тихоходный, что несомненно является преимуществом при наличии механической трансмиссии, именно о трансмиссии речь пойдет далее:

2) Три основных типа трансмиссий используется на бульдозерах 10-15 тяговых классов.

- МЕХАНИЧЕСКАЯ (планетарная): классический вариант, первоначально все бульдозеры имели только механическую трансмиссию, крутящий момент от двигателя к ходовой части передается механически. Имеет в своем составе механизм сцепления. Органы управления бульдозером могут быть рычажными и джойстиковыми. КПД механических трансмиссий достаточно высок, имеются потери мощности за счет сил трения и качения. Ресурс механических трансмиссий недостаточно высок из-за переменных и ударных нагрузок, так же высокие нагрузки приходятся на механизм сцепления.

- ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ (ГМТ): по сути, каждый сталкивался в повседневной жизни с автоматической коробкой переключения передач, где крутящий момент от двигателя передается посредством жидкости в Гидротрансформаторе. ГМТ в бульдозерах основана на тех же принципах, что и АКПП. Органы управления – джойстики. Импортные ГМТ достаточно надежны, но на отечественные бульдозеры не устанавливаются. Российские производители достаточно успешно начали освоение производства и установки ГМТ на бульдозеры. Имеет определенно один недостаток – значительная потеря КПД за счет Гидротрансформатора, так же надежность российских ГМТ только в процессе проверки временем и их доработки.

- ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ (ГСТ): крутящий момент от двигателя к ходовой части передается гидравлической жидкостью, циркулирующей по схеме: НАСОС-МОТОР. На силовой установке жестко устанавливается насосная пара (по одному насосу на гусеничную ленту), которая питает гидромоторы, непосредственно устанавливаемые на бортовых редукторах. Дозирование давления и потока в системе изменяет скорость и тягу бульдозера. Данный тип трансмиссий практически не имеет падения КПД, ресурс трансмиссии определяется ресурсом гидронасосов и гидромоторов. Органы управления – джойстики. Могут использоваться как отечественные гидроагрегаты, так и гидроагрегаты ведущих мировых производителей. На бульдозерах, оснащенных гидроагрегатами BOSCH-REXROTH, ресурс неограничен за счет более раннего выхода из строя силовых установок и ходовой части. Ремонтопригодность данного типа трансмиссий – максимальна. За счет малых размеров гидроагрегатов – великолепный доступ к любому узлу трансмиссии, оперативная диагностика неисправности (не вскрывая узлов), ремонт заключается в замене неисправного агрегата в сборе. При наличии запасных частей –отсутствие «простоя» техники.

3) Ходовая часть бульдозера бывает двух типов: ЭЛАСТИЧНОЙ и ПОЛУЖЕСТКОЙ (тележечного типа).

Эластичная ходовая часть имеет большую плавность хода, мягкость и увеличенный коэффициент сцепления с поверхностью, что особенно актуально на неровных и тяжелых грунтах.

Плюсом полужесткой ходовой части можно назвать чуть большую точность при работе бульдозерным оборудованием, что, к сожалению влечет сниженный ресурс ходовой части и более низкий коэффициент сцепления с поверхностью.

На обоих типах ходовой части возможна установка гусеничной ленты для болотного исполнения бульдозера, так же становится популярным – установка дополнительных опорных катков на бульдозер, для уменьшения удельного давления на грунт. Если в классическом варианте бульдозер имеет 6 катков для обычного и 6-7 катков для болотного исполнения, то установка дополнительной пары катков – итог 8 опорных катков – обеспечивают беспрецедентную устойчивость машины на зыбких грунтах.

ВТОРОЕ: Определиться с комплектацией рабочего оборудования, установленного на базовом тракторе.

1) Основным рабочим органом, переводящим трактор в разряд «БУЛЬДОЗЕРЫ» - является бульдозерный отвал.

Бульдозерные отвалы отличаются как по своим размерам и геометрическим показателям, так и функционалу, ими выполняемым.

Основными отвалами, агрегатируемыми с бульдозерами 10-15 класса тяги являются:

 

Полусферический отвал — тип Е.
 Полусферический отвал с гидроперекосом применяется для вскрышных работ, для разработки отвердевшей глины, песчаного известняка, щебенистого грунта, для рытья траншей и котлованов. Категория грунта: I-III - без рыхления, IV - после рыхления.
Ширина 3310 мм. Высота 1350 мм. Подъём / заглубление от грунта 1020 / 435 мм. Вертикальный перекос 10°.  Объем призмы волочения - 4,8 куб.м. Масса 2510 кг.

 

Полусферический отвал — тип Е1 (с увеличенной призмой волочения - высота).
Ширина 3310 мм. Высота 1500 мм. Подъём / заглубление от грунта 1020 / 435 мм. Вертикальный перекос 10°.  Объем призмы волочения - 5,9 куб.м. Масса 2660 кг. Категория грунта: I-III

 

Полусферический отвал — тип Е2 (с увеличенной призмой волочения  - ширина).
Ширина 4000 мм. Высота 1350 мм. Подъём / заглубление от грунта 1020 / 435 мм. Вертикальный перекос 10°.  Объем призмы волочения - 5,8 куб.м. Масса 2660 кг. Категория грунта: I-III

 

Полусферический отвал — тип Е5 (с увеличенной призмой волочения  - ширина+высота) для ГСТ.
Ширина 3700 мм. Высота 1500 мм. Подъём / заглубление от грунта 1020 / 435 мм. Вертикальный перекос 10°.  Объем призмы волочения - 7,0 куб.м. Масса 2850 кг. Категория грунта: I-III

 

Полусферический отвал — тип 15Е5 (с увеличенной призмой волочения  - ширина+высота) для ГСТ15.
Ширина 3700 мм. Высота 1500 мм. Подъём / заглубление от грунта 1020 / 435 мм. Вертикальный перекос 10°. Объем призмы волочения - 7,0 куб.м. Масса 2850 кг. Категория грунта: I-III

 

Прямой отвал - тип 9В с гидроперекосом
Прямой отвал применяется для вскрышных работ, разработки отвердевшей глины, песчаного известняка, щебенистого грунта, для рытья траншей и котлованов, планировочных работ. Ширина 3400 мм. Высота 1150 мм. Подъём / заглубление от грунта -  1020 / 435 мм. Объем призмы волочения — 4,2 (4,5) куб.м.  Масса  2200 кг.

 

Прямой отвал - тип В с гидроперекосом
Прямой отвал применяется для вскрышных работ, разработки отвердевшей глины, песчаного известняка, щебенистого грунта, для рытья траншей и котлованов, планировочных работ. Ширина 3400 мм. Высота 1350 мм. Подъём / заглубление от грунта -  1020 / 435 мм. Объем призмы волочения — 4,28 куб.м.  Масса  2375 кг.

 

Прямой отвал - тип В4 — болотоходная модификация.  Тип В4Т -для трубоукладчика
Ширина: тип В4 - 4260 мм / типа В4Т - 3400мм для . Высота 1350 мм. Подъём / заглубление от грунта -  1020 / 435 мм. Объем призмы волочения — 5,3 куб.м.  Масса  2870 кг.

 

Прямой отвал - тип В41 — болотоходная модификация для ГСТ15 с гидроперекосом. 
Ширина 4000 мм. Высота 1350 мм. Подъём / заглубление от грунта -  1020 / 435 мм. Объем призмы волочения — 5,3 куб.м.  Масса  2870 кг.

 

Прямой отвал - тип 15В41 — болотоходная модификация с гидроперекосом. 
Ширина 4000 мм. Высота 1350 мм. Подъём / заглубление от грунта -  1020 / 435 мм. Объем призмы волочения — 5,3 куб.м.  Масса  3000 кг.

 

Прямой поворотный отвал - тип Д.
Прямой поворотный отвал применяется для проведения легких дорожно-строительных работ, очистки дорог, засыпки траншей и котлованов, разработки песка, щебня, легких глин.  Категория грунта: I-II без рыхления, III - после рыхления. Ширина 4200 мм. Высота 1215 мм. Подъём / заглубление от грунта — 935 / 400 мм.  Изменение угла в плане 25°. Максимальный перекос 10°/  Объем призмы волочения - 4,0 куб.м.  Масса 2540 кг.

 

Прямой поворотный отвал - тип Д3 - болотоходная модификация. 
Ширина 4200 мм. Высота 1215 мм. Подъём / заглубление от грунта — 935 / 400 мм.  Изменение угла в плане 25°. Максимальный перекос 10°.  Объем призмы волочения - 4,0 куб.м.  Масса 2650 кг.

 

Прямой трехпозиционный отвал -тип ВТ - применяется для проведения точных дорожно-строительных работ, подготовка ЖД насыпей под пути и т.п. Категория грунта: I-III - без рыхления, IV - после рыхления. Объем призмы волочения — 4,1 куб.м3.
Ширина 3250; высота 1312. Масса 2680 кг. Изменение угла в плане 19°.

 

Прямой  трехпозиционный отвал -тип В1Т - с увеличенной призмой волочения.
Объем призмы волочения — 5,5 куб.м3.

 

Прямой трехпозиционный отвал с уширителями-тип Т1У- изменяемая геометрия лопаты, в сложенном состоянии в габарите брусьев:
применяется для проведения точных дорожно-строительных работ, подготовка ЖД насыпей под пути и т.п. Категория грунта: I-III - без рыхления, IV - после рыхления. Уширители складываются обеспечивая габаритный размер для транспортировки. Ширина разложен 4400мм/сложен 3420 мм. Высота 1310 мм. Подъём / заглубление от грунта -  1020 / 435 мм. Объем призмы волочения — 5,5 куб.м3.  Масса  2930 кг.

 

Прямой  отвал (с гидроперекосом -опция) - тип ВР -  с креплением к раме трактора,  в габарите гусениц:
применяется для проведения точных дорожно-строительных работ, подготовка ЖД насыпей под пути и т.п. Категория грунта: I-II - без рыхления,III, IV  - после рыхления .Обеспечен габаритный размер для транспортировки.

Ширина  2500 мм. Высота 1310 мм. Подъём / заглубление от грунта -  1020 / 300 мм. Объем призмы волочения — 3,0 куб.м3.  Масса ___  кг.

 

Прямой трехпозиционный отвал с уширителями ВТ2У (КД-....) или одним уширителем для "болотника" -тип В4Т2У1 (ТМ10.5221.000) - изменяемая геометрия лопаты с брусьями к раме трактора, в сложенном состоянии в габарите гусеница 500(900) - применяется для проведения точных дорожно-строительных работ, подготовка ЖД насыпей под пути и т.п. Категория грунта: I-II - без рыхления,III, IV  - после рыхления . Уширители складываются обеспечивая габаритный размер для транспортировки. Ширина разложен 3400 (4200) мм / сложен 2500 (3300) мм. Высота 1310 мм. Подъём / заглубление от грунта -  1020 / 300 мм. Объем призмы волочения — 4,0 куб.м3. 

 

Прямой трехпозиционный отвал с уширителями-тип ВТРУ (ТМ10.5212.000)- изменяемая геометрия лопаты с креплением к раме трактора, в сложенном состоянии в габарите гусениц:
применяется для проведения точных дорожно-строительных работ, подготовка ЖД насыпей под пути и т.п. Категория грунта: I-II - без рыхления,III, IV  - после рыхления . Уширители складываются обеспечивая габаритный размер для транспортировки.

Ширина разложен 3310мм / сложен 2500 мм. Высота 1310 мм. Подъём / заглубление от грунта -  1020 / 300 мм. Объем призмы волочения — 4,0 куб.м3. 

 

Отвалы для уборки мусора -Тип Е1М предназначены для перемещения отходов на мусорных полигонах.  Полусферический отвал с гидроперекосом, с козырьком для работы с легкими бытовыми и прочими отходами на свалка, полигонах. Козырек монтируется на стандартный Е отвал для вскрышных работ.
Ширина 3420 мм. Высота 2000 мм. Подъём / заглубление от грунта -  1020 / 435 мм. Объем призмы волочения — 7,0 куб.м.  Масса  2730 кг.

 

Сферический отвал — тип К.
 Сферический (угольный) отвал применяется для перемещения угля и других сыпучих материалов с малым удельным весом.

Ширина 4245 мм. Высота 1510 мм. Подъём / заглубление от грунта 1300 / 570 мм.
Объем призмы волочения - 9,7 куб.м. Масса 3050 кг.

 

Сферический отвал — тип К1 -усиленный для ГСТ и ГСТ15.
 Сферический (угольный) отвал применяется для перемещения угля и других сыпучих материалов с малым удельным весом.

Ширина 4245 мм. Высота 1510 мм. Подъём / заглубление от грунта 1300 / 570 мм.
Объем призмы волочения - 9,7 куб.м. Масса 3050 кг.


Вышеприведенная таблица раскрывает все основные параметры и характеристики бульдозерного оборудования.

ТРЕТЬЕ: Выбрать тип вспомогательного оборудования, устанавливаемого в задней части базового трактора.

В зависимости от стоящих задач могут устанавливаться как вспомогательные органы (жесткое или маятниковое прицепное утройство, однозубый или трехзубый рыхлитель), так и полноценные рабочие органы для выполнения специализированных задач (бурение, обустройство траншей и т.д.)

 

Л-ТМТ100 - Тяговая лебедка пр-ва Италия. Усилие на первом витке 10 т. Dтроса = 14-18 мм, Lтроса = 110 м. Возможность удлинения на 50 м. Vтроса=7,9~20 м/мин. Тип редуктора планетарный Кр=23,2:1. tэкспл=-40°С~+50°С.  Привод гидравлический. Установка на любую базу включая ТРУБОУКЛАДЧИКИ, БУЛЬДОЗЕРЫ С РЫХЛИТЕЛЕМ.

 

Л-ТМТ200 - Тяговая лебедка пр-ва Италия. Усилие на первом витке 20 т. Dтроса = 20-22 мм, Lтроса = 50-75 м. Возможность удлинения на 30 м. Vтроса=7,9~20 м/мин. Тип редуктора планетарный Кр=23,2:1. tэкспл=-40°С~+50°С.  Привод гидравлический. Установка на любую базу включая ТРУБОУКЛАДЧИКИ, БУЛЬДОЗЕРЫ С РЫХЛИТЕЛЕМ.

 

Л-ТМТ250 - Тяговая лебедка пр-ва Италия. Усилие на первом витке 25 т. Dтроса = 20-24 мм, Lтроса = 70-75 м. Возможность удлинения на 30 м. Vтроса=7,9~20 м/мин. Тип редуктора планетарный Кр=23,2:1. tэкспл=-40°С~+50°С.  Привод гидравлический. Установка на любую базу включая ТРУБОУКЛАДЧИКИ, БУЛЬДОЗЕРЫ С РЫХЛИТЕЛЕМ.

 

Л-ТМТ300 - Тяговая лебедка пр-ва Италия. Монтаж  на тракторе. Усилие на первом витке 30 т. Dтроса = 22-26 мм, Lтроса = 50-60 м. Возможность удлинения на 30 м. Vтроса=7,9~20 м/мин. Редуктор планетарный.  tэкспл=-40°С~+50°С.  Привод гидравлический. Установка на любую базу с дополнительной сцепкой

 

Л-ТМТ300-Р - Тяговая лебедка пр-ва Италия. Монтаж на рыхлитель тип Р - три зуба. Усилие на первом витке 30 т. Dтроса = 22-26 мм, Lтроса = 50-60 м. Возможность удлинения на 30 м. Vтроса=7,9~20 м/мин. Тип редуктора планетарный. tэкспл=-40°С~+50°С.  Привод гидравлический. Установка на любую базу.

 

Л-ТМТ500 - Тяговая лебедка пр-ва Италия.  Усилие на первом витке 50 т. Dтроса = от 30 мм, Lтроса = 50-60 м. Возможность удлинения на 30 м. Vтроса=7,9~20 м/мин. Тип редуктора планетарный. tэкспл=-40°С~+50°С.  Привод гидравлический. Установка на любую базу.

 

УСН-4006-09В - Установка сварочная навесная для монтажа на трактор. Привод от вала отбора мощности.
Два сварочных поста. Номинальный сварочный ток - 250А, пределы регулирования 30...250А, напряжение 30В, мощность генератора 4кВт, номинальное напряжение генератора 230В (50 Гц).
Размеры установки 1300*1130*1250, масса (без кронштейна) 650 кг.

 

УСН-2х2501-02В - Установка сварочная навесная для монтажа на трактор. Приводной от вала отбора мощности. Четыре сварочных поста. Номинальный сварочный ток - 250А, пределы регулирования 30...250А, напряжение 30В, мощность генератора 4кВт, номинальное напряжение генератора 230В (50 Гц).

Вышеприведенная таблица раскрывает основные параметры наиболее популярных вспомогательных опций.

ЧЕТВЕРТОЕ (но не менее важное):

Живем мы с Вами в непростое время, доля контрафакта на рынке занимает значительную часть предлагаемы товаров, какой бы области это не касалось. Естественно, на рынке бульдозеров так же имеется значительная часть подделок, которые преимущественно «изготавливаются «предприятиями», находящимися в городах Чебоксары и Челябинск.

Такие «заводы-производители» занимаются переборкой старых машин, производства «ЧЕТРА» и «ЧТЗ», устанавливают новую ходовую часть и двигатель, восстанавливают облицовку и кабину (то, что видно снаружи), практически ничего не производя с трансмиссией, а ведь это касается в основном бульдозеров с механической трансмиссией. Итогом «выгодного приобретения» бульдозера является полнейшее разочарование в ближайшие месяцы его работы. Помимо откровенно «бэушных» коробок передач, бортовых редукторов, фрикционов, пусковых двигателей, муфт сцепления и проч., запасные части, которые подлежали замене при таком «капитальном ремонте», так же имеют неоригинальное происхождение, соответственно и совсем другой ресурс. К сожалению со всем этим сталкиваются сервисные организации при проведении дефектовки подобных изделий.

Есть способ максимально обезопасить себя при приобретении бульдозера: предприятия-контрафактники не удосуживают себя «перебиванием» номерных агрегатов на машине. Поэтому действительно эффективным способом проверки подлинности трактора является обращение на завод-изготовитель, под вид продукции которого Вам предлагают изделие.

Действительно, совсем не сложно написать письмо в отдел сбыта того или иного завода с просьбой подтвердить происхождение «бульдозера ------ шасси № -------». Во многоих случая (в особенности когда цена бульдозера значительно ниже рекомендуемой заводами-производителями) ответ завода-изготовителя оказывается следующим: «Действительно подтверждаем, что бульдозер с заводским номером ----- был выпущен на нашем предприятии, под маркой ------- в 19—м году, поставлялся в такой-то регион».

На основании вышеизложенного мы утверждаем, что Вам будет действительно  проще ориентироваться в «море бульдозеров», предлагаемых на сегодняшний день на рынке спецтехники, и уж тем более, не стать жертвой мошенничества.