Выбор экскаватора-погрузчика

  Экскаваторы-погрузчики заняли твердые позиции в строительстве и ЖКХ.  Они широко применяются при землеройных работах, также могут использоваться для погрузки сыпучих и несыпучих материалов. На экскаваторы-погрузчики существует большое количество навесного оборудования, с помощью которого можно проводить огромный спектр работ в строительстве и ЖКХ. Именно эта универсальность делает экскаватор-погрузчик одной из самых массовых.  Существует огромное количество зарубежных производителей, таких как  JCB, Volvo, CAT, Case и многие другие.

        В данной статье не рассматриваются импортные экскаваторы-погрузчики, т.к. по ним огромное количество информации на сайтах официальных дилеров, а остановимся на экскаваторах-бульдозерах и экскаваторах-погрузчиках на шасси тракторов МТЗ (Беларус). От правильного выбора экскаватора-погрузчика(экскаватора-бульдозера) будет зависеть, насколько своевременно и в полной мере будет выполнен планируемый объем работ.

       При выборе экскаватора-погрузчика на шасси МТЗ покупатель сталкивается с огромным количеством предложений по стоимости, марке и комплектации экскаваторов-погрузчиков производства Россия, а также производства Республики Беларусь.  При выборе экскаватора-погрузчика мы советуем: не придавать первостепенное значение стоимости машины, т.к. в данном случае -  дешево не всегда хорошо.

ПЕРВОЕ: Определиться с комплектацией переднего навесного оборудования.
Если Вам необходимо, кроме выполнения землеройных работ, производить еще и погрузочные работы, на экскаваторе должно иметься погрузочное оборудование. Погрузочное оборудование различается по грузоподъемности, рабочему органу, установленному на погрузчике, а также высоте выгрузки (погрузки, подъема).
Выбор грузоподъемности погрузочного оборудования экскаватора-погрузчика. Нужно понимать, что грузоподъемность погрузочного оборудования ограничена нагрузкой, которую выдерживает передний мост трактора. Как правило, на тракторы с передним мостом портального типа (Беларус 82.1, Беларус 892, Беларус 920) устанавливаются погрузчики грузоподъемностью 750-850 кг., перегруз погрузочного оборудования обязательно приведет к поломке конических передач в переднем мосту, что не является гарантийным случаем, а процедура ремонта - довольно дорогостоящее и длительное удовольствие. На экскаваторы-погрузчики с передним мостом балочного типа (Беларус 82.1-23/12, Беларус 892.2, Беларус 920.2, Беларус 826, Беларус 92П) устанавливают погрузочное оборудование грузоподъемностью 900-1 100 кг. Это обусловлено большей нагрузкой, которую выдерживает балочный мост.
Выбор рабочего органа погрузочного оборудования. Основной рабочий орган, установленный на погрузочном оборудовании экскаватора-погрузчика - погрузочный ковш. Погрузочные ковши различаются по конфигурации и по объему. В выборе объема рабочего органа экскаватора-погрузчика необходимо учитывать материал, который Вы планируете грузить данным ковшом. Учитывая то, что основная масса выполняемых работ будет связана со строительным мусором, песком, грунтом, щебнем и т.д., необходимо учесть удельный вес (плотность материала). В любом случае удельный вес указанных материалов выше 1,5 и приближается к значению 2, и на погрузочном оборудовании грузоподъемностью 750-850 кг., использование ковша объемом больше 0,6 куб.м.  не рекомендуется, т.к. оператор машины,  дабы сократить время работ,  будет в полной мере нагружать ковш, что в конечном итоге приведет к перегрузке и поломке, указанной выше. На погрузочное оборудование, установленное на тракторы с балочным передним мостом, можно устанавливать погрузочный ковш объемом 0,8-0,9 куб.м.
Помимо объема, погрузочные ковши различаются по следующим параметрам:
- С зубьями либо без зубьев (с зубьями погрузочный ковш незаменим при выполнении работ со слежавшимся грунтом, т.к. зубья значительно уменьшают сопротивление врезания ковша в грунт)
- Челюстной либо не челюстной (Основное преимущество челюстного ковша, это увеличение высоты выгрузки, т.к. выгрузка происходит не путем опрокидывания ковша на 45 градусов, а открытия челюсти. Еще одно преимущество – планировка грунта при раскрытой челюсти. Также челюстной ковш можно использовать в качестве бульдозерного отвала для проведения бульдозерных работ, при раскрытой челюсти. Если Вам не требуется большая высота выгрузки, и планировка грунта, то можно к стандартному не челюстному ковшу в комплекте поставить сменный бульдозерный отвал, который устанавливается вместо погрузочного ковша, что значительно удешевит Вам стоимость экскаватора-погрузчика
Независимо от грузоподъемности погрузочного оборудования и конфигурации, погрузочное оборудование экскаватора-погрузчика можно доукомплектовать различными рабочими органами, что сделает его по-настоящему универсальной машиной
- Буровое оборудование (для бурения ямглубиной до 2,5 м., диаметром до 350 мм)
- Палетные вилы (для подъема грузов на поддонах)
- Грузовой крюк (для подъема различных грузов)
- Бревнозахват (для погрузки бревен и труб)

- Коммунальный гидроповоротный отвал (для очистки поверхностей от свежевыпавшего снега без повреждения поверхности)


Если же не планируется использование машины для погрузочно-разгрузочных работ, то в качестве переднего навесного оборудования достаточно будет установить бульдозерный отвал
Бульдозерные отвалы бывают:
- Неповоротные (жестко смонтированы на брусья, осуществляется только подъем-опускание)
- Поворотные (кроме подъема-опускания, отвал может поворачиваться вправо-влево на 30 градусов либо с помощью гидроцилиндра, либо вручную)

ВТОРОЕ: Выбрать тип экскаваторного оборудования и экскаваторного ковша
Экскаваторное оборудование у каждого производителя отличается по геометрическим размерам стрелы и рукояти, это обусловлено разработками инженеров. Кроме того, экскаваторные установки подразделяются:
- не смещаемую ось копания (ось стрелы  экскаваторного оборудования расположена неподвижно относительно оси трактора)
- смещаемую ось копания (ось стрелы экскаваторного оборудования смещается вправо-влево). В данной конфигурации есть неоспоримое преимущество – значительно увеличивается радиус копания за счет смещения оси копания, а также способность производить экскаваторные работы в стесненных условиях (пристенное копание). В свою очередь смещение оси может проводиться посредством гидравлического цилиндра, который смещает ось вправо-влево по каретке, либо механическим способом. При смещении оси в последнем случае, необходимо повернуть стрелу на 90 градусов вправо или влево, разложить рукоять и ковш. Конфигурация с гидравлическим смещением более удобна и функционально, но она увеличивает стоимость машины на 20-50 т.р.
В стандартной комплектации, как правило, устанавливается экскаваторный ковш объемом 0,25-0,28 куб.м., это обусловлено усилием копания экскаваторного оборудования экскаватора-погрузчика. Возможно установить ковш большего объема (0,3 куб.м.), но только для использования на легких грунтах, таких как песок. В противном случае применение такого ковша на тяжелых грунтах приведет к выходу машины из строя (поломка стрелы либо ковша, загибы/отрывы штоков гидроцилиндров). Это дорогостоящий и длительный ремонт, не покрываемый гарантией.
Помимо основного экскаваторного ковша, в качестве дополнительных, можно использовать различные ковши (узкий водопроводный, клинообразный, планировочный)

ТРЕТЬЕ: Выбрать навесное оборудование на экскаваторную установку в случае необходимости.
В настоящее время предусмотрено несколько видов навесного оборудования, которое можно устанавливать на экскаваторное оборудование вместо экскаваторного ковша:
- Гидромолот. При установке гидравлического молота на экскаватор-погрузчик необходимо доработка машины, а именно - установка дополнительной секции на гидро-распределитель и монтаж гидравлической линии.
- Буровое оборудование. При установке бурового оборудования на экскаватор-погрузчик не требуется дополнительная секция распределителя и установка гидравлической линии, питание гидромотора гидравлического бура осуществляется от напорной линии гидроцилиндра экскаваторного ковша.
- Зуб-рыхлитель. Не требует установки дополнительных опций.
- Двухчелюстной грейферный ковш. При установке двухчелюстного грейферного ковша необходимо учесть высоту в транспортном положении самого ковша, а также расстояние от нижней оси крепления экскаваторного ковша на рукояти в транспортном положении. Если не рассчитать указанные момент, то возможно при движении машины грейферный ковш будет цеплять за дорогу.

ЧЕТВЕРТОЕ: Выбрать шасси экскаватора-погрузчика.
В качестве базового шасси, экскаваторы-погрузчики монтируют на шасси тракторов производства МТЗ тягового класса 1,4 (Беларус 80.1, Беларус 82.1, Беларус 920, Беларус 892, Беларус 892.2, Беларус 920.2, Беларус 92П). От базового шасси экскаватора-погрузчика зависит, будет ли ограничение в выборе комплектации машины.
- В случае использования в качестве базового шасси экскаватора-погрузчика тракторов Беларус 80.1, Беларус 82.1, Беларус 920, Беларус 892, не рекомендуется устанавливать погрузочное оборудование грузоподъемностью более 850 кг. (проблема описана выше)
- Экскаваторное оборудование со смещаемой осью копания идеально устанавливается на шасси Беларус 92П. Установка такой конфигурации на других шасси не рекомендуется, т.к. во-первых данная экскаваторная установка имеет большую массу относительно стандартной, что приводит к перегрузке полуосей задних колес трактора, во-вторых расстояние от нижнего края опоры до земли значительно ниже чем у экскаватора-погрузчика на шасси 92П, это существенным образом влияет на его проходимость.

Прочитав данную статью, Вы с уверенностью можете общаться с поставщиками экскаваторных погрузчиков, однако в качестве «весомых» аргументов Вам расскажут несколько «мифических» преимуществ именно их товара. Рассмотрим основные аргументы, используемые некоторыми поставщиками, чтобы ввести в заблуждение клиента, тем самым «впарить» машину:
1. «На нашем экскаваторе установлена Итальянская гидравлика»: это абсолютная неправда. На 99% выпускаемых экскаваторах-погрузчиках установлены гидрораспределители итальянского производства. Больше «Итальянского» в гидравлике нет ничего. Гидравлические цилиндры разные заводы используют разных производителей, гидравлический насос в 90% экскаваторов-погрузчиков является штатным насосом, установленным на тракторе (Насос НШ-100,125,150), рукава высокого давления и фитинги производители техники научились изготавливать сами.
2. «На нашем экскаваторе-погрузчике используются джойстики»: это абсолютная неправда
Установленный гидрораспределитель итальянского производства (см. п1) имеет достаточно эргономическую конфигурацию рычагов управления экскаваторным оборудованием, но это НЕ ДЖОЙСТИКИ, а по-прежнему рычаги, хотя они значительно удобнее в управлении, нежели рычаги гидрораспределителя «советского типа» марки РД.
3. «Наш экскаватор самый качественный и надежный при этом стоит дешевле всех аналогов»: следует задуматься над данной фразой, т.к. именно в этом случае применима пословица «дешево - хорошо не бывает». Давайте рассуждать логически:
- Отпускная цена на шасси трактора с завода примерно одинакова;
- Стоимость КАЧЕСТВЕННОГО металла имеет примерно одинаковую отпускную цену;
- Стоимость Итальянского распределителя для всех одинакова;
- Энергозатраты и оплата труда примерно одинаковы.
Таким образом задумайтесь, как, так называемая «качественная машина» может стоить дешевле, у нас по этому поводу есть несколько предположений:
- При ввозе экскаватора из республики Беларусь поставщиком не был уплачен ввозной НДС, следовательно, при выявлении этой неуплаты, и невозможности взимания данного НДС с поставщика, его истребуют с Вас, а это не много не мало -  18% стоимости машины.
- Значительная экономия на производстве машины. На чем можно с экономить при производстве экскаватора-погрузчика:
  а) на оплате труда рабочим (машина будет собрана некачественно и не испытана)
  б) на металле (можно сэкономить на толщине металла, либо на его составе, последнее Вы вообще никак не проверите и данная «экономия» проявится достаточно быстро в вашей работе, при этом гарантией это не признают, сошлются на нарушение правил эксплуатации)
  в) на гидроцилиндрах (установить дешевые гидроцилиндры и фитинги неустановленного производителя, данная «экономия» также быстро проявится при работе экскаватора-погрузчика, причем она будет присутствовать постоянно, в связи с чем машина длительное время будет простаивать).


Имея огромный многолетний опыт продаж техники, в том числе экскаваторов-погрузчиков, а также большой опыт обслуживания и ремонта спецтехники на шасси тракторов, путем проб и ошибок, мы выбрали для себя (это наше субъективное мнение) модельный ряд экскаваторов-погрузчиков и экскаваторов-бульдозеров. Именно их  мы предлагаем своим клиентам, при этом мы утверждаем, что это качественные машины, которые при соблюдении положений руководства по эксплуатации прослужат долго и без поломок. Это машины производства Амкодор (Амкодор 702ЕМ, Амкодор 702ЕА,  Амкодор 702ЕВ), Дорэлектромаш (ДЭМ-1143), Дортехника (ЭО-2626ДТ, ЭО-2621ДТ). С полным  перечнем поставляемых экскаваторов на шасси тракторов МТЗ вы сможете ознакомиться на нашем сайте в разделе экскаваторы-погрузчики, а также позвонив по указанным на сайте телефонам, наши специалисты с удовольствием ответят Вам на все вопросы и помогут с выбором машины и навесного оборудования. Кроме того, Вам предложат схему приобретения экскаватора-погрузчика  в кредит и лизинг. На всю поставляемую технику группа компаний СКАТ предоставляет гарантию завода-изготовителя. Техническое обслуживание и ремонт экскаватора-погрузчика в гарантийный и послегарантийный период наши специалисты проведут как в стационарном сервисе, так и на выезде.